Страниц 320 стр

Картины Рубенса в Эрмитаже

C 7 июня 2016 года в Главном штабе открыта выставка “Питер Пауль Рубенс «Воскресение Христа»”. Из цикла «Возрожденные шедевры».

Впервые за 80 лет публика увидит отреставрированное полотно великого фламандского живописца XVII века из собрания Государственного Эрмитажа. До 1934 года картина находилась в Троицком соборе Александро-Невской лавры и была известна лишь по немногочисленным описаниям.

Картина Рубенса, написанная художником в 1610-1611 годах, приобретена императрицей Екатериной II. В 1794 году она пожертвовала ее в числе других произведений иностранных мастеров собору Александро-Невской лавры, построенному незадолго до того. «Воскресение Христа», более ста лет украшавшее алтарную часть храма, оказалось вне поля зрения специалистов и в научный оборот не вошло. После закрытия собора в 1934 году полотно было передано в Эрмитаж накатанным на вал, и почти 80 лет оставалось недоступным для изучения. Только в 2012 году, после открытия Реставрационно-хранительского центра Эрмитажа в «Старой Деревне», стало технически возможным снять с вала картину огромных размеров (482х278 см) и приступить к ее восстановлению.

Реставрация осуществлялась в Лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа и продолжалась около трех лет. К работе были привлечены восемь художников-реставраторов под руководством Виктора Коробова, заведующего Лабораторией. Большие размеры холста, сильно покоробленного вследствие долгого пребывания на валу, значительное число разновременных старых потемневших записей, перекрывавших утраты авторской живописи, а также наличие слоев сильно потемневшего и загрязненного лака обусловили сложность реставрации. Расчистка картины от посторонних записей позволила выявить авторскую живопись, стиль которой вполне согласуется с живописной манерой Рубенса первых лет по его возвращении из Италии в Антверпен в декабре 1608 года. Резкие ракурсы фигур, атлетические тела с преувеличенно развитой мускулатурой, предельно усложненные движения, – все это отличает работы Рубенса, созданные в период утверждения его как величайшего мастера Антверпена.

В ходе реставрации стало ясно, что Рубенс картину не закончил, остановившись на подмалевке и корпусных прописках в нижней части полотна. Наиболее проработанными оказались торс Христа и фигуры двух стражников внизу на переднем плане слева. Голова Христа осталась в подмалевке. Внизу, на переднем плане композиции, бросается также в глаза заметная разница в проработанности правой руки и оставшегося в подмалевке кулака стражника, опирающегося на щит.



Расказать о статье друзьям

Похожие статьи

Зимний Дворец Спб

Зимний Дворец Спб

DECEMBER 13, 2024

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17…

Читать далее
Фото Зимний Дворец

Фото Зимний Дворец

DECEMBER 13, 2024

Фото: Зимний дворец и Дворцовая площадь Зимний дворец был построен в 1754—1762 годах итальянским архитектором Б. Ф. Растрелли…

Читать далее